+7 (901) 612-21-21
9:00-18:00 (Томск)

Войти:

Особняк архитектора Хомича

Особняк архитектора Хомича

Особняк архитектора С.В. Хомича (Изумрудный замок)

г. Томск, ул. Белинского, 19 (ранее ул. Офицерская)

Обильно украшенный пропильной резьбой двухэтажный деревянный особняк по ул. Белинского (бывшей Офицерской) был построен в 1903-1904 годах архитектором Станиславом Викентьевичем Хомичем. Часть помещений занимала небольшая семья зодчего, оставшиеся же площади хозяин сдавал, причем отнюдь не случайным людям, а по преимуществу коллегам и добрым приятелям (так, среди квартирантов Хомича был архитектор А.И. Лангер, а также инженер путей сообщения, подрядчик на строительстве Сибирской железной дороги А.Л. Бонди – будущий тесть Хомича).

Известно, что в 1917 году в особняке квартировал начальник Томской железной дороги С.П. Богашев. В 1923 году по решению Томского губисполкома здание было муниципализировано и впоследствии переходило от одного советского учреждения к другому: в 1924 году здесь размещался Эксплуатационный техникум Томской железной дороги, позднее – студенческое общежитие Томского университета, во второй половине 1930-х годов – квартиры сотрудников Томского медицинского института, затем Томский областной Дом ребенка № 3, с 1966 года – Областная детская больница.

В 1985 году в бывший особняк архитектора была переведена Томская областная Дирекция дорожного фонда и автомобильных дорог. Однако к тому моменту износ здания был настолько велик, что текущий ремонт уже не позволял создать условия для его нормальной эксплуатации. В 1996 году решением губернатора здание было передано Лицензионной палате с условием его восстановления и реставрации, которые и были проведены в конце 1990-х – начале 2000-х годов. В настоящее время в особняке размещаются Комитет по лицензированию Томской области и Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Томской области.

В архитектуре здания гармонично сплелись мотивы, заимствованные из древнерусского зодчества и нового, только вошедшего в моду архитектурного стиля модерн (в той его разновидности, которая была связана с использованием переосмысленных национальных традиций и которую еще называют неорусским стилем).

Дом поставлен на каменный цоколь, прорезанный арочными окнами. Фасад имеет стройное членение, вытянутые оконные проемы обрамлены гладкими наличниками. Декор постепенно усложняется сверху вниз, так что наиболее пышно украшенными частями здания оказываются резные кронштейны и карнизы со множеством фронтончиков разнообразных очертаний (треугольных, полукруглых, килевидных), а также чешуйчатая кровля, увенчанная башнями со шпилями, создающими ассоциацию с боярскими хоромами XVII века.

О принадлежности особняка к архитектуре модерна свидетельствует свободное построение его плана, обусловленное удобством организации внутреннего пространства. Этот принцип формообразования «изнутри – наружу» находит отражение в динамичном внешнем облике здания, наличии множества асимметрично выступающих элементов (ризалитов, эркеров, балконов и др.).

Силуэт постройки в целом настолько сложен, что сравним с уменьшенной панорамой сказочного города. Этот факт (наряду с характерной голубовато-зеленой окраской здания) послужил причиной зарождения одной из наиболее поэтичных городских легенд, связывающих знаменитую сказку Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» и архитектурный шедевр Станислава Хомича.

Действительно, с 1907 по 1909 год будущий писатель Александр Мелентьевич Волков (1891-1977) жил в Томске и мог любоваться архитектурным чудом на Офицерской. Правда, историки подходят к вопросу о прообразах Изумрудного города более осторожно, говоря не о конкретном здании, а об общем впечатлении, которое могло сформироваться у любого, кто прогуливался в начале XX века по томской Елани, где крыши и трубы домов, заборы и ворота усадеб были окрашены в зеленый цвет.

Таким образом, «происхождение» Изумрудного города из особняка Хомича остается под вопросом. Жесткая привязка здесь сомнительна еще и потому, что первоначально здание (как и другое творение Хомича, «Дом с шатром») могло быть решено в других цветах (с преобладанием оттенков теплой, красно-коричневой гаммы; см., например, фото в альбоме «Деревянная архитектура Томска» 1987 года издания).

А вот художественная ценность постройки неоспорима. Дом является одним из оригинальнейших образцов авторского деревянного зодчества Томска и по праву имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Текст: Сайт Томской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

https://kruzheva.lib.tomsk.ru/page/864/